ҚАЗ   ENG

Жюри

  • Асанали Ашимов

    Родился в 1937 году в селе Байкадам Сарысуйского района Джамбулской области. Окончил актерский факультет Казахской государственной консерватории им. Курмангазы (1961). Будучи студентом, снимался в фильмах «Ботагоз», «На диком бреге Иртыша». После окончания института был принят в штат киностудии «Казахфильм», где началась его активная кинематографическая деятельность. В 1964 году А. Ашимов перешел в Казахский академический театр драмы им. М. Ауэзова. За время работы на сцене этого театра им создано свыше пятидесяти ролей. В разноплановых характерах, которые создал А. Ашимов на сцене и в кино, преобладает яркое личностное начало. Герои его интересны своей целеустремленностью, силой духа и многогранной сценической привлекательностью. Значительные успехи достигнуты А. Ашимовым в исполнении ролей эпических и исторических, героев казахской классической драматургии. Это – Шуақ («Қобланды» М. Ауэзова), Қодар («Қозы-Көрпеш – Баян Сұлу» Г. Мусрепова), Кебек («Еңлік – Кебек» М.Ауэзова), Еламан («Кровь и пот» А. Нурпеисова), Сырым Датов («Завещание потомкам» Г. Мусрепова) и ряд других. В качестве режиссера-постановщика театра А. Ашимовым поставлены спектакли «Ревизор» Н. Гоголя, «Амангельды» Г. Мусрепова, «Есть ли яд, который я не пил…» И. Оразбаева, «Если б я был Султан» Саадама Ваннуса и др. В Шымкентском областном театре им. Ж. Шанина им поставлен спектакль «И даже Султан не вечен», в Республиканском театре юного зрителя им. Г. Мусрепова – спектакль «Солнечная красавица Күнекей» (при участии А. Сейдимбека). Широкую известность А. Ашимову принесли роли, сыгранные им в фильмах «Конец атамана», «Қыз-Жібек», «Транссибирский экспресс», «Кто вы, господин Ка?». Ярко и самобытно проявился Ашимов и как режиссер кино. Им сняты фильмы: «Год дракона», 4-серийный телевизионный фильм «Легендарный Чокан» («Чокан Валиханов»), удостоенный Государственной премии Казахской ССР. На собственной киностудии «Елімай» им снят фильм «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу».

    Народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии Казахской ССР (1972), лауреат Государственной премии СССР (1974), обладатель Независимой премии «Тарлан» (2000). Член Союза кинематографистов СССР(1961). Профессор. Президент Алматинского кинофестиваля «Звезды Шакена».


    Цзя Чжанкэ

    Режиссер, сценарист, продюсер

    Родился в 1970 в Фэньян, провинция Шаньси, Китай. Окончил факультет исследования кино и сценарного искусства Киноакадемии Пекина (1993). С 1995 года начинает работать киносценаристом. На данный момент проживает в Пекине. В 1998 его первый художественный фильм «Сяо У» получил Приз Вольфганга, Премию Нетпак 48-го Берлинского международного кинофестиваля, Международный Форум Нового Кино. В 2006 году за фильм «Натюрморт» Цзя Чжанкэ получил Золотого Льва на 63-м Международном Кинофестивале в Венеции и награду за Лучший Иностранный Фильм от Ассоциации Кинокритиков Лос-Анджелеса в 2008-м. «Нью-Йорк Таймс» назвала Цзя «лучшим режиссером современного кино, моложе 40». Цзя также был президентом жюри Cinéfondation и конкурса короткометражных фильмов на Каннском Международном Кинофестивале в 2007. Кроме того, Цзя Чжанкэ был назван одним из Молодых Мировых лидеров на Всемирном экономическом форуме в Давосе 2007. В 2008 году он получил приз на фестивале Азиатских фильмов в Довиле. В том же году «TheGuardian» назвал Цзя Чжанкэ одним из «50 человек, которые могут спасти планету». В 2009-м он был награжден Орденом Искусств и Литературы Франции и получил награду Кинофестиваля Лас Пальмас Гран Канарии. В 2010 году Международный Кинофестиваль Торонто наградил его призом «Режиссер десятилетия». В том же году он получил Леопарда на 63-м Кинофестивале в Локарно. В 2022-м на 66-ом Каннском Международном Кинофестивале он получил приз за лучший сценарий за фильм «Прикосновение греха».


    Андреас Дрезен

    Режиссер

    Родился в 1963 в Гере, Восточная Германия. Изучал режиссуру в Академии кино и телевидения «Конрада Вольфа», Потсдам-Бабелсберг. Один из самых уважаемых режиссеров Германии. Его фильм «Гриль-бар «На полпути» получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале 2002, приз «Лучшему режиссеру» и «Лучшей актерской группе» на Чикагском кинофестивале, приз «Лучшему режиссеру» на Гентском кинофестивале. Фильм «На девятом небе» выиграл приз зрительских симпатий на Каннском кинофестивале (2008) в секции «Особый взгляд», был номинирован на премии Европейской киноакадемии, получил призы Немецкой киноакадемии в номинациях «Лучшая актриса», «Лучший режиссер» и «Лучший фильм». Фильм «Виски с Водкой» был награжден призом «Лучшему режиссеру» на МКФ Карловы Вары 2009, а фильм «Остановка на перегоне» получил Гран-при секции «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2020 и призы немецкой Киноакадемии 2021 в категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер» и «Лучший актер второго плана».


    Ли Чхан Дон

    Режиссер, сценарист, писатель, продюсер

    Родился в 1954 году в Тэгу, Южная Корея. Учился в Кенбукском национальном университете по специальности «Корейская литература». В 1983 году написал свой первый роман «Чолли». Автор сценария фильмов «К звездному острову» (1993, реж. Пак Квансу) и «Одна искра» (1995, реж. Пак Квансу). В 2000 дебютировал как режиссер с картиной «Мятная конфета», его фильм «Оазис» (2003) попадает в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля (номинирован на «Золотого льва», получил приз ФИПРЕССИ, приз SIGNIS, приз за режиссуру). В 2003–2004 годах занимал пост министра культуры и туризма Южной Кореи. В 2007 году его фильм «Тайное сияние» отбирается в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. В 2010 году его фильм «Поэзия» участвует в основном конкурсе Каннского кинофестиваля (номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», получил приз за лучший сценарий и приз жюри). Ли Чхан Дон удостоен 3-х наград «Азиатского Оскара» (APSA) за вклад в режиссуру, лучший фильм, лучший сценарий. В 2022 выходит фильм «Хва-Йи», где Ли Чхан Дон выступил в роли продюсера. Следующий фильм, в котором он тоже был продюсером, «Девушка на пороге моего дома» был показан на Каннском кинофестивале в 2023.


    Ольга Дыховичная

    Актриса, продюсер, сценарист

    Окончила Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская А. Германа и С. Кармалиты). Как режиссер сняла ряд документальных и телевизионных фильмов: «Мария Бочкарёва. Зовущая на смерть» (2005), «Война в лесах. Позорная тайна Хатыни» (2008), «Чудеса» (2021) и др. Продюсировала несколько фильмов режиссера Ангелины Никоновой, в том числе и «Портрет в сумерках», где выступила как cоавтор сценария. Фильм получил несколько десятков наград на европейских кинофестивалях и номинировался Европейской киноакадемией на премию «Открытие года». Продюсер фильмов «Welkome Home», «Турбо», «Диагноз: актер» и др. Среди актерских работ – роли в фильмах «Копейка» (2002), «Вдох/Выдох», «Два дня» (2020), «Портрет в сумерках» (2020) и др. C 2010 года возглавляет Международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра», а также является со-основателем и продюсером кинокомпании «2morrowFilms».

  • Андреа Мартини

    Кинокритик, преподаватель университета

    С 1983 года – доцент университета Сиены, преподает историю и теорию кино. В 1986 начинает работать кинокритиком в газете Q.N. (Quotidiano Nazionale). Снял телевизионные документальные фильмы «Бергман через Бергмана» и «Кинематографисты и Граждане» для Arte. Советник Международного Венецианского кинофестиваля (1990–1996). Основной делегат Международной недели кинокритиков (1997–2005). В 1999-м был директором Международного кинофестиваля Пезаро.


    Биргит Боймерс

    Кинокритик

    Биргит Боймерс – киновед, профессор в Университете Аберистуит (Уэльс, Великобритания). Автор ряда книг и статьей, среди них «История русского кино» (2009) и сборник о «Кино в Центральной Азии» (2022). Редактор сетевого журнала KinoKultura и научно-исследовательского журнала Studies in Russian and Soviet Cinema.


    Нигора Каримова

    Киновед

    Нигора Каримова – киновед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан. Окончила факультет журналистики Ташкентского Государственного Университета (1987). В 1997 году защитила диссертацию на тему «Молодой герой игрового кино Узбекистана 1960–1990-х гг.» В 2020–2022 гг. являлась программным директором Ташкентского международного кинофорума.


  • Вонг Так Ченг

    Редактор

    Президент Kelab Seni Filem Малайзия. Помогает продвигать малобюджетные независимые фильмы, снятые в Малайзии, а также представлять их на кинофестивалях заграницей. Работал генеральным директором НЕТПАК, сейчас занимает должность секретаря. Член совета директоров Finas, Национальной корпорации по продвижению фильмов Малайзии. В настоящее время работает редактором частного университета в Куала-Лумпуре.


    Гульбара Толомушова

    Киновед

    Член ФИПРЕССИ и НЕТПАК, ведущий специалист отдела развития кинематографии и международных связей Департамента кинематографии при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики. Автор множества публикаций, статей и выступлений о кыргызском кино, опубликованных в Кыргызстане, СНГ и в дальнем зарубежье.


    Сергей Анашкин

    Киновед

    Окончил киноведческий факультет ВГИ Ка (1989). Статьи публиковались в журналах «Искусство кино», «Сеанс», в популярных изданиях, энциклопедиях и научных сборниках. Лауреат премии Гильдии кинокрити- ков России. Снял документальный фильм «Тойук о Стеше» (2007). Преподает историю кино в РГППУ (Российский государственный профессионально-педагогический университет), Екатеринбург. Специалист по этническому кино Сибири.